Умственная отсталость у детей

По данным статистики умственной отсталостью страдают почти 3% населения всего мира. Причем у 13% из них степень умственной отсталости очень высока.

Умственная отсталость, или олигофрения у детей — это приобретенное в раннем возрасте или врожденное общее психическое недоразвитие, преобладающим в котором является интеллектуальный дефект.

Различают три основных критерия умственной отсталости:

  • пониженный уровень интеллекта — ниже 70;
  • нарушения со стороны социальной адаптации — хотя бы в двух сферах социума;
  • умственная отсталость с раннего детского возраста.

Признаки умственной отсталости

Умственная отсталость у детей накладывает отпечаток на все психические процессы, но в основном — на познавательные. У детей с умственной отсталостью нарушена способность к концентрации и вниманию, а способность к запоминанию замедлена.

В речи детей с диагнозом олигофрения характерно неточное использование слов, бедный словарный запас, неразвернутость используемых фраз, нарушения в произношении отдельных слов и целых предложений.

В эмоциональной сфере отмечается недоразвитость высших эмоций.

В общем поведении для детей с умственной отсталостью характерно отсутствие мотиваций, зависимость от мнения окружающих, внешних обстоятельств, а также неспособность предусмотреть последствия своих поступков и недостаточное умение подавлять инстинктивные влечения.

Врачи отмечают, что умственная отсталость у детей является сложным и многогранным состоянием, требующим комплексного подхода к диагностике и лечению. Специалисты подчеркивают важность раннего выявления, так как это позволяет начать коррекционные мероприятия на самых ранних этапах развития. Педиатры и психологи согласны, что индивидуальные программы обучения и терапии могут значительно улучшить качество жизни таких детей. Врачи также акцентируют внимание на необходимости поддержки со стороны семьи и общества, так как это играет ключевую роль в социальной адаптации и эмоциональном благополучии. Кроме того, важно учитывать, что каждый случай уникален, и подход к лечению должен быть персонализированным, что требует тесного взаимодействия между медицинскими специалистами и родителями.

Умственная отсталость - Елисей Осин // задержка в развитии, тест Векслера, синдром ДаунаУмственная отсталость – Елисей Осин // задержка в развитии, тест Векслера, синдром Дауна

Степени умственной отсталости

Различают степени умственной отсталости: легкая, умеренная, тяжелая глубокая.

Легкая степень умственной отсталости

IQ легкой степени равен 50-70. Дети с легкой степенью умственной отсталости вполне обучаемы, в раннем возрасте они способны приобрести нормальные навыки общения. Однако в минимальной степени может быть выражена отсталость в двигательной и сенсорной сферах.

Вцелом дети с легкой степенью умственной отсталости мало чем отличаются от здоровых сверстников. Но в более взрослом возрасте отличия становятся заметными. Будучи взрослыми, они могут освоить простую профессию, но в сложной ситуации будут нуждаться в помощи.

Умственная отсталость у детей вызывает множество мнений и эмоций среди родителей, педагогов и специалистов. Многие считают, что такие дети нуждаются в особом внимании и поддержке, чтобы развивать свои способности. Некоторые родители делятся опытом, как важна ранняя диагностика и индивидуальный подход в обучении. Педагоги отмечают, что инклюзивное образование помогает не только детям с умственной отсталостью, но и их сверстникам, формируя толерантность и понимание. Однако существует и стереотипное мнение, что такие дети не способны к обучению, что вызывает недовольство у тех, кто видит в них потенциал. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и поддержка общества может сыграть решающую роль в их развитии и социализации.

"Советы специалиста". Сардана Попова, врач невролог  - признаки умственной отсталости ребенка“Советы специалиста”. Сардана Попова, врач невролог – признаки умственной отсталости ребенка

Умеренная степень умственной отсталости

IQ — 35-49. Дети с умеренной умственной отсталостью могут обучиться некоторым навыкам, усвоить в раннем возрасте простые речевые и коммуникативные приемы. Двигательная сфера остается неразвитой. Более сложные социальные навыки развить бывает весьма трудно. Такие дети нуждаются в постоянном контроле.

Тяжелая степень умственной отсталости

Тяжелая степень умственной отсталости характерна выраженным недоразвитием и двигательной, и интеллектуальной сфер. Речь у таких детей отсутствует, они не поддаются обучению и воспитанию в раннем возрасте. В школьном возрасте они могут усвоить несколько слов и элементарные гигиенические навыки. Некоторые элементы самообслуживания возможны при внешнем контроле.

Почему в 5 лет видно умственную отсталостьПочему в 5 лет видно умственную отсталость

Глубокая степень умственной отсталости

При такой степени возможно лишь минимальное развитие двигательных и сенсорных функций. Характерно отсутствие речи, способности к узнаванию уже знакомых объектов. Дети с глубокой умственной отсталостью, а впоследствии и взрослые, нуждаются в постоянном контроле и уходе.

Причины умственной отсталости детей

Причиной может являться любой повреждающий мозг ребенка фактор во время беременности матери или во время родов, а также в первые годы жизни.

Большинство случаев умственной отсталости возникли вследствие эмбрионального алкогольного синдрома, хромосомная патология, синдром Дауна, а также патологические роды, болезни ЦНС и травмы в раннем возрасте.

Лечение

Лечить умственную отсталость практически невозможно, легче предотвратить. Методы реабилитации заключаются в попытках воспитания и обучения. Препараты применяются при наличии поведенческих расстройств в качестве дополнительного метода.

Вопрос-ответ

Как определить умственную отсталость у детей?

Невозможность связанно говорить. Небольшой словарный запас. Рассеянное внимание – ребенок не может сосредоточиться на какой-либо деятельности. Проблемы с памятью. Нарушение, которое определяется, как неспособность запоминать информацию. Отсутствие знаний о мире. Отсутствие познавательной мотивации.

В каком возрасте ставят диагноз умственная отсталость?

Диагноз умственная отсталость, как правило, ставят в возрасте 7-ми лет. К этому моменту становятся очевидны нарушения в развитии ребенка, в способностях познавать окружающий мир и обучаться.

Можно ли исправить легкую умственную отсталость?

Можно ли вылечить умственную отсталость Снять поставленный специалистом диагноз умственной отсталости невозможно. Даже легкая степень заболевания не поддается полному излечению, и симптоматика остается у пациента всю жизнь.

Что характерно для умственной отсталости?

Что такое умственная отсталость Людям с таким диагнозом трудно говорить и воспринимать речь, запоминать информацию, читать и писать, проявлять эмоции. Чаще всего олигофрения обнаруживается у детей в возрасте 3 лет.

Советы

СОВЕТ №1

Обратитесь к специалистам. Если у вас есть подозрения на умственную отсталость у вашего ребенка, важно как можно скорее проконсультироваться с педиатром или детским психологом. Ранняя диагностика и вмешательство могут значительно улучшить качество жизни ребенка и его развитие.

СОВЕТ №2

Создайте поддерживающую среду. Обеспечьте ребенку комфортные условия для обучения и развития. Это может включать в себя создание распорядка дня, использование визуальных подсказок и простых инструкций, а также предоставление возможностей для игры и социализации с другими детьми.

СОВЕТ №3

Участвуйте в обучении. Работайте вместе с учителями и специалистами, чтобы разработать индивидуальный план обучения, который соответствует потребностям вашего ребенка. Регулярно общайтесь с педагогами, чтобы отслеживать прогресс и вносить необходимые коррективы.

СОВЕТ №4

Не забывайте о своих потребностях. Забота о ребенке с умственной отсталостью может быть эмоционально и физически истощающей. Найдите время для себя, общайтесь с другими родителями, которые сталкиваются с похожими проблемами, и не стесняйтесь обращаться за помощью, когда это необходимо.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации