По данным статистики умственной отсталостью страдают почти 3% населения всего мира. Причем у 13% из них степень умственной отсталости очень высока.
Умственная отсталость, или олигофрения у детей — это приобретенное в раннем возрасте или врожденное общее психическое недоразвитие, преобладающим в котором является интеллектуальный дефект.
Различают три основных критерия умственной отсталости:
- пониженный уровень интеллекта — ниже 70;
- нарушения со стороны социальной адаптации — хотя бы в двух сферах социума;
- умственная отсталость с раннего детского возраста.
Признаки умственной отсталости
Умственная отсталость у детей накладывает отпечаток на все психические процессы, но в основном — на познавательные. У детей с умственной отсталостью нарушена способность к концентрации и вниманию, а способность к запоминанию замедлена.
В речи детей с диагнозом олигофрения характерно неточное использование слов, бедный словарный запас, неразвернутость используемых фраз, нарушения в произношении отдельных слов и целых предложений.
В эмоциональной сфере отмечается недоразвитость высших эмоций.
В общем поведении для детей с умственной отсталостью характерно отсутствие мотиваций, зависимость от мнения окружающих, внешних обстоятельств, а также неспособность предусмотреть последствия своих поступков и недостаточное умение подавлять инстинктивные влечения.
Врачи отмечают, что умственная отсталость у детей является сложным и многогранным состоянием, требующим комплексного подхода к диагностике и лечению. Специалисты подчеркивают важность раннего выявления, так как это позволяет начать коррекционные мероприятия на самых ранних этапах развития. Педиатры и психологи согласны, что индивидуальные программы обучения и терапии могут значительно улучшить качество жизни таких детей. Врачи также акцентируют внимание на необходимости поддержки со стороны семьи и общества, так как это играет ключевую роль в социальной адаптации и эмоциональном благополучии. Кроме того, важно учитывать, что каждый случай уникален, и подход к лечению должен быть персонализированным, что требует тесного взаимодействия между медицинскими специалистами и родителями.
Степени умственной отсталости
Различают степени умственной отсталости: легкая, умеренная, тяжелая глубокая.
Легкая степень умственной отсталости
IQ легкой степени равен 50-70. Дети с легкой степенью умственной отсталости вполне обучаемы, в раннем возрасте они способны приобрести нормальные навыки общения. Однако в минимальной степени может быть выражена отсталость в двигательной и сенсорной сферах.
Вцелом дети с легкой степенью умственной отсталости мало чем отличаются от здоровых сверстников. Но в более взрослом возрасте отличия становятся заметными. Будучи взрослыми, они могут освоить простую профессию, но в сложной ситуации будут нуждаться в помощи.
Умственная отсталость у детей вызывает множество мнений и эмоций среди родителей, педагогов и специалистов. Многие считают, что такие дети нуждаются в особом внимании и поддержке, чтобы развивать свои способности. Некоторые родители делятся опытом, как важна ранняя диагностика и индивидуальный подход в обучении. Педагоги отмечают, что инклюзивное образование помогает не только детям с умственной отсталостью, но и их сверстникам, формируя толерантность и понимание. Однако существует и стереотипное мнение, что такие дети не способны к обучению, что вызывает недовольство у тех, кто видит в них потенциал. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и поддержка общества может сыграть решающую роль в их развитии и социализации.
Умеренная степень умственной отсталости
IQ — 35-49. Дети с умеренной умственной отсталостью могут обучиться некоторым навыкам, усвоить в раннем возрасте простые речевые и коммуникативные приемы. Двигательная сфера остается неразвитой. Более сложные социальные навыки развить бывает весьма трудно. Такие дети нуждаются в постоянном контроле.
Тяжелая степень умственной отсталости
Тяжелая степень умственной отсталости характерна выраженным недоразвитием и двигательной, и интеллектуальной сфер. Речь у таких детей отсутствует, они не поддаются обучению и воспитанию в раннем возрасте. В школьном возрасте они могут усвоить несколько слов и элементарные гигиенические навыки. Некоторые элементы самообслуживания возможны при внешнем контроле.
Глубокая степень умственной отсталости
При такой степени возможно лишь минимальное развитие двигательных и сенсорных функций. Характерно отсутствие речи, способности к узнаванию уже знакомых объектов. Дети с глубокой умственной отсталостью, а впоследствии и взрослые, нуждаются в постоянном контроле и уходе.
Причины умственной отсталости детей
Причиной может являться любой повреждающий мозг ребенка фактор во время беременности матери или во время родов, а также в первые годы жизни.
Большинство случаев умственной отсталости возникли вследствие эмбрионального алкогольного синдрома, хромосомная патология, синдром Дауна, а также патологические роды, болезни ЦНС и травмы в раннем возрасте.
Лечение
Лечить умственную отсталость практически невозможно, легче предотвратить. Методы реабилитации заключаются в попытках воспитания и обучения. Препараты применяются при наличии поведенческих расстройств в качестве дополнительного метода.
Вопрос-ответ
Как определить умственную отсталость у детей?
Невозможность связанно говорить. Небольшой словарный запас. Рассеянное внимание – ребенок не может сосредоточиться на какой-либо деятельности. Проблемы с памятью. Нарушение, которое определяется, как неспособность запоминать информацию. Отсутствие знаний о мире. Отсутствие познавательной мотивации.
В каком возрасте ставят диагноз умственная отсталость?
Диагноз умственная отсталость, как правило, ставят в возрасте 7-ми лет. К этому моменту становятся очевидны нарушения в развитии ребенка, в способностях познавать окружающий мир и обучаться.
Можно ли исправить легкую умственную отсталость?
Можно ли вылечить умственную отсталость Снять поставленный специалистом диагноз умственной отсталости невозможно. Даже легкая степень заболевания не поддается полному излечению, и симптоматика остается у пациента всю жизнь.
Что характерно для умственной отсталости?
Что такое умственная отсталость Людям с таким диагнозом трудно говорить и воспринимать речь, запоминать информацию, читать и писать, проявлять эмоции. Чаще всего олигофрения обнаруживается у детей в возрасте 3 лет.
Советы
СОВЕТ №1
Обратитесь к специалистам. Если у вас есть подозрения на умственную отсталость у вашего ребенка, важно как можно скорее проконсультироваться с педиатром или детским психологом. Ранняя диагностика и вмешательство могут значительно улучшить качество жизни ребенка и его развитие.
СОВЕТ №2
Создайте поддерживающую среду. Обеспечьте ребенку комфортные условия для обучения и развития. Это может включать в себя создание распорядка дня, использование визуальных подсказок и простых инструкций, а также предоставление возможностей для игры и социализации с другими детьми.
СОВЕТ №3
Участвуйте в обучении. Работайте вместе с учителями и специалистами, чтобы разработать индивидуальный план обучения, который соответствует потребностям вашего ребенка. Регулярно общайтесь с педагогами, чтобы отслеживать прогресс и вносить необходимые коррективы.
СОВЕТ №4
Не забывайте о своих потребностях. Забота о ребенке с умственной отсталостью может быть эмоционально и физически истощающей. Найдите время для себя, общайтесь с другими родителями, которые сталкиваются с похожими проблемами, и не стесняйтесь обращаться за помощью, когда это необходимо.