Логопедия в детском саду и дома

логопедия в детском саду

Такие долгие, но в то же самое время так быстро промелькнувшие девять месяцев ожидания рождения вашего крохи, первое гуление, первое слово «мама»… Все родители с огромным нетерпением ждут первых слов своего крохи. Однако зачастую, когда ребенок начинает говорить, эти самые слова вызывают у родителей не только радость, но и определенную долю беспокойства, которое все усиливается по мере роста ребенка.

В последнее время все чаще и чаще встречаются детки, которые имеют какие – либо отклонения от нормального развития речи. При этом и слух малыша, и уровень его психофизического развития никоим образом не страдают. В некоторых случаях нарушения развития речи весьма незначительные и ребенок не очень четко выговаривает лишь несколько отдельно взятых звуков, либо его словарный запас крайне скуден для его возрастной категории, отклонений от темпа и звучания голоса. Логопедия в детском саду в наше время является совершенно обыденным явлением.

А в некоторых случаях нарушения речи настолько серьезные, что ребенок разговаривает настолько плохо, что его речь практически непонятна, а порой и вовсе отсутствует. И в том случае, если легкие нарушения речи не мешают ребенку посещать обыкновенное дошкольное учреждение, а в последующем и обычную среднюю общеобразовательную школу, то тяжелые речевые расстройства не позволяют ребенку вести обычный для его сверстников образ жизни, посещать детский сад и школу. Такие детки вынуждены обучаться в специальных образовательных учреждениях компенсирующего типа.

Однако и в обыкновенных детских садах находится огромное количество деток, которые на самом деле по настоящему нуждаются в квалифицированной помощи логопеда. Именно поэтому практически в каждом садике работают педагоги – логопеды, которые проводят специальные коррекционные занятия как с группами нуждающихся в этом деток, так и в индивидуальном порядке, если ребенок в этом нуждается. На подобных занятиях педагоги занимаются развитием и коррекции не только самого речевого процесса, но и вниманием ребенка, умением сосредоточить все свое внимание на каком – либо определенном явлении, логическим мышлением.

Если по каким – либо причинам детки в дошкольном возрасте не получили необходимой логопедической помощи в детском саду (например, ребенок не посещал детский сад), они могут рассчитывать на получение подобной помощи в логопедических пунктах, которые есть абсолютно в любой среднестатической средней общеобразовательной школе. Как правило, для того чтобы попасть на занятия к логопеду, ребенок должен получить консультацию и направление от логопеда из поликлиники по месту жительства ребенка.

Однако не стоит надеяться только на школьных логопедов – как правило, в школе внимание логопедов в основном направлены не на устранение логопедических недостатков, а на преодоление затруднений в процессе обучения и повышение успеваемости. Поэтому родители в обязательном порядке должны водить своего ребенка на дополнительные занятия в серьезные логопедические центры. В том случае, если логопедические дефекты речи не будут устранены своевременно, по мере роста ребенка могут возникнуть достаточно серьезные психологические проблемы и комплексы, которые могут значительно осложнить жизнь ребенку. В итоге и к логопеду ходить придется, и к психологу также.

В том же случае, если логопедические нарушения речи настолько тяжелы, что речь ребенка абсолютно невнятна, что делает невозможным воспитание и обучение малыша сначала в обыкновенном садике, а после – в школе, малыш должен обучаться в специальных учреждениях компенсирующего вида. В таких учреждениях работают высококвалифицированные специалисты – логопеды, психологи. Ребенок получает комплексное лечение, с ним проводятся занятия, направленные на улучшение речевого процесса, развитие образного и логического мышления. Также таких детей необходимо социально адаптировать, чтобы они могли стать полноценными членами общества.

Признаки нарушения речи у малыша

Детские логопеды сталкиваются с самыми различными речевыми нарушениями – от самых простых до самых тяжелых. В особо тяжелом положении оказываются малыши с тяжелыми нарушениями речи, особенно в том случае, если кроха на фоне нарушения речевого процесса сохраняет полноценный слух и адекватный уровень интеллекта. Ребенок понимает, что он не такой же, как остальные детки.

Подобные дети не могут принимать полноценного участия в играх со сверстниками, общаться с родителями, заниматься с педагогами – все это не может не сказаться на самооценке ребенка и на процессе его развития. В результате этого ребенок с совершенно полноценным интеллектом и уровнем развития остаются вне детского коллектива, и чувствует себя буквально выдернутым из жизни. Именно поэтому родители так переживают по поводу того, во сколько дети начинают говорить. Кстати говоря – сроки начала появления речи у детей прописаны достаточно четко – если ребенок 2 года не говорит, родители должны как можно быстрее показать ребенка врачам.

В том случае, если родители, врачи и педагоги не заметят своевременно признаки нарушения речевого процесса и не предпримут все необходимые меры, у ребенка начинается вторичное отставание в развитии, которое неквалифицированными педагогами могут быть расценены как врожденное.

Подобные детки очень сложно в последующем адаптируются к процессу обучения письму, чтению и счету. У них ярко выражена звуковая недостаточность, которая и влечет за собой ограниченность восприятия образов, речевых обобщений, звуков и букв, что делает обучение ребенка в обыкновенной школе просто невозможным. Разумеется, подобные дети не смогут самостоятельно адаптироваться и приспособиться к самостоятельному существованию в социуме.

Разумеется, по мере роста ребенка и его осознания себя как личности к нему происходит осознание своей неполноценности. Ребенок в большинстве случаев просто замыкается в себе, сознательно отказывается от общения с внешним миром, который кажется ему чужим и враждебным. Характер ребенка начинает заметно ухудшаться – родители отмечают замкнутость, грубость, склонность к истерикам у своего малыша. Ребенок становится неуверенным в себе.

В данной ситуации очень большую роль играет поведение родителей и тех педагогов, которые занимаются воспитанием малыша. Многие родители очень грубо одергивают ребенка при совершении ребенком логопедических речевых ошибок, делая ему нетактичные, а порой и откровенно обидные резкие замечания. Однако это грубейшая педагогическая ошибка, которая может привести к различным психологическим проблемам и резкому отказу ребенка от контакта с окружающим миром.

В том случае, если нарушения речи не сильно ярко выражено и степень нарушения позволяет ему находиться в обыкновенном детском саду, очень важно правильно выбрать тактику поведения с ребенком. Ни в коем случае не подчеркивайте в разговоре лишний раз то, что ребенок отличается от других детей. Конечно же, поправлять речевые ошибки малыша необходимо, однако это необходимо делать очень тактично и ненавязчиво, не ущемляя самолюбия малыша и не акцентируя на этой проблеме особого внимания.

Многие родители по различным причинам отказываются от посещения занятий у логопеда, ошибочно полагая, что смогут справиться самостоятельно. Однако ни в коем случае нельзя пытаться делать это в том случае, если у вас нет специального логопедического образования. Ни одно учебное пособие, ни один обучающий диск не способны обучить родителей тем навыкам, которые получают логопедии в институте за 5 лет обучения. А неправильные, пусть и искренние, попытки помочь малышу, страдающими различными нарушениями речи, может не только остаться безрезультатными, но и могут только ухудшить, а порой и значительно, состояние ребенка.

Существует огромное количество разновидностей нарушения речи – обо всех в одной статье написать, разумеется, просто невозможно. Поэтому сегодня более подробно описаны два вида наиболее часто встречающихся нарушения речи: заикание и дизартрия.

когда ребенок начинает говорить

Мнение врачей:

Логопедия играет важную роль в развитии речи у детей, особенно в детском саду и дома. Врачи подчеркивают, что раннее выявление и коррекция речевых нарушений способствуют успешной адаптации ребенка в обществе. Логопедические занятия необходимы для формирования правильного произношения звуков, расширения словарного запаса и развития речевой активности. Родители также играют важную роль в процессе логопедической работы, поэтому совместные занятия дома с логопедом могут значительно ускорить прогресс в развитии речи у малышей.

Развитие речи дома (видео курс для детей 2 - 3 лет) | Занятие 1Развитие речи дома (видео курс для детей 2 – 3 лет) | Занятие 1

Заикание у детей

Заикание встречается примерно в 20 % всех случаев речевых расстройств у детей. Врачи – логопеды характеризуют заикание как изменение нормального ритма, темпа и плавности звучания речи человека. Причиной подобных нарушений являются судороги отдельных частей речевого аппарата человека, которые могут быть вызваны самыми различными причинами, которые в различных случаях могут варьироваться от легких до тяжелых. Чаще всего первыми на проблемы речи малыша, связанные с заиканием, обращают внимание именно родители.

Для того чтобы не пропустить начало заболевания и своевременное лечение заикания у детей, родители должны знать основные признаки заикания:

  • Нарушение ритма речи

В речи ребенка родители отмечают непроизвольные паузы, многократное повторение отдельных звуков или даже целых слогов. Наиболее часто встречается заикание у детей 3 лет. Однако в некоторых случаях заикание может появиться и в более позднем возрасте – чаще всего в таких случаях причиной развития заикания являются следствием психологического стресса ребенка. Формирование благоприятной обстановке – важная составляющая того, как лечить заикание у детей.

  • Внезапное молчание малыша

В жизни ребенка случается какая – либо стрессовая ситуация – малыш испытал сильную боль, чувство испуга или что-то еще и … замолкает. Ребенок молчит час, другой. А после этого снова начинает говорить, но уже заикаясь. Если вы попали в подобную ситуацию, как можно быстрее доставьте ребенка в медицинское учреждение, где опытные врачи и психологи помогут ребенку плавно и как можно более мягко выйти из состояния психологического шока. И в таком случае риск того, что ребенок начнет разговаривать заикаясь, будет гораздо меньше, чем без медицинской и психологической помощи, которую родители своему ребенку, при всем желании, просто не могут оказать в силу отсутствия необходимых знаний и навыков.

  • Появление в речи лишних звуков

В том случае, если родители стали замечать, что их малыш перед словами стал употреблять дополнительные звуки, наиболее часто такие гласные, как «а» и «о».

  • Повторение слогов в словах либо даже целых слов, стоящих в начале предложения
  • Внезапные вынужденные паузы посреди слова – посреди предложения ребенок перестал говорить

Многочисленные наблюдения неврологов говорят о том, что у всех страдающих заиканием деток значительно ослаблена центральная нервная система. Для успешного лечения заикания у ребенка просто необходимо установить причины возникновения заболевания. А эти причины могут быть самыми различными – никогда нельзя точно спрогнозировать, какой именно фактор станет виновником заболевания. Но лучше предотвратить осложнение, чем ломать голову, как вылечить заикание у ребенка.

Причины заикания у детей

Причины заикания у детей могут быть самые разные. В ряде случаев заикание вызвано общим ослаблением нервной системы, вызванным различными острыми инфекционными заболеваниями. Порой спусковым механизмом может стать даже обыкновенная ветрянка или простуда, протекающие в особо тяжелой форме. Именно поэтому так важно своевременно обратиться за медицинской помощью – в том случае, если заболевший малыш получаем адекватное лечение и должный уход.

Также очень часто развитие заикания у детей является следствием либо сильного стресса, либо затяжных депрессивных состояний. Родители постоянно должны помнить о том, что маленький ребенок обладает очень хрупкой и ранимой психикой. Главная задача родителей не только накормить и одеть ребенка, а также создать для него благоприятный психологический климат. Помните о том, что дети очень тяжело переносят любые изменения в привычном укладе жизни – для них очень важна стабильность. Причем стрессом для ребенка могут стать не только негативные события, но и положительные эмоции – это может быть развод родителей, выход мамы на работу или поход в садик.

Психологи – логопеды отмечают также случаи возникновения заикания у тех детей, которых родители очень часто заставляют малыша читать стихи или рассказывать что – либо на публику, гостям. Помните о том, что постоянный повтор одной и той же информации может привести к развитию у малыша заикания – не заставляйте ребенка делать что-либо против его воли, во избежание осложнений речевого процесса.

В некоторых случаях заикание развивается у тех малышей, которые начинают говорить очень поздно (после трех лет), но очень бурно. Именно подобное развитие речи и провоцирует появление заикания. Но, как правило, подобный вид заикания проходит достаточно быстро и без каких-либо посторонних вмешательств родителей или логопедов.

Говоря о таком нарушении речи, как заикание, нельзя не упомянуть о мелкой моторике рук. Практически всегда заикание у ребенка сопровождается нарушением мелкой моторики. Это нарушение заметно даже невооруженным взглядом: Подобные детки очень плохо владеет своими кистями рук – не шнуруют ботиночки, не могут застегнуть пуговки или поднять с полки какой-либо мелкий предмет – соринку, мелкую игрушку, пуговку.

Обязательно запомните все эти вышеназванные признаки заикания – ведь оно относится к тем видам нарушения нормального речевого процесса, которые можно предотвратить и не допустить усугубления его течения, если начать лечение как можно раньше. При первом же их подозрении на то, что у крохи имеет место заикание, родители должны как можно быстрее обратиться за профессиональной консультацией к врачу – логопеду и психологу, которые точно знают, как избавить ребенка от заикания.

Однако помимо помощи логопеда очень важна правильная тактика поведения родителей и всей семьи малыша. Все окружающие ребенка взрослые люди должны помнить о том, что у подобных деток очень сильно ослаблена нервная система. Подобные детки нуждаются в очень мягком и тактичном подходе и отношении. Ни в коем случае не нельзя наказывать путем физического воздействия. И даже голос повышать на таких малышей крайне не рекомендуется – это очень сильно может травмировать детскую психику и значительно ухудшить течение заболевания.

Старайтесь беречь детскую психику, не допускайте переизбытка впечатлений. И это справедливо не только в глобальных вопросах, но и в бытовых мелочах. Например, детские книги – ни в коем случае не читайте ребенку тех книг, которые он в силу своего малого возраста понять еще не способен. Ни в коем случае не читайте малышу перед сном сказок с участием отрицательных персонажей, таких как леший, Кощей бессмертный, кикимора. Водяной – подобное чтение может спровоцировать ночные кошмары и, как следствие, развития заикания.

То же самое касается и просмотра детьми телевизионных передач. Просмотр телевизора сам по себе крайне сильно влияет на состояние нервной системы малыша, поэтому ни в коем случае нельзя допускать длительного пребывания ребенка у телевизора. Тщательно следите за тем, что смотрит ваш ребенок – постарайтесь полностью исключить просмотр ребенком взрослых телепередач, мультиков, содержащих сцены насилия. Ни в коем случае не разрешайте смотреть телевизор малышу менее чем за один час до сна.

Однако ни в коем случае нельзя занимать другую крайность в отношениях с такими детками, полностью потакая всем их капризам и никогда ни в чем не отказывая. Таким образом, родители рискуют очень сильно испортить характер и психику своего ребенка – ведь привыкнув к постоянному потаканию всем его прихотям, при малейшем отказе в чем – либо может стать причиной серьезнейшего стресса. Помните о том, что ваш ребенок подрастет и пойдет сначала в детский сад, потом в школу. И он будет не какой-то исключительной личностью, коей он является для своих родителей, а всего лишь одним из учеников, таким же, как и все.

заикание у детей 3 лет Развитие речи дома (видео курс для детей 3 - 4 лет)  Занятие 1Развитие речи дома (видео курс для детей 3 – 4 лет) Занятие 1

Опыт других людей

Логопедия в детском саду и дома играет важную роль в развитии речи у детей. Родители отмечают, что благодаря занятиям с логопедом дети становятся более уверенными в общении, улучшается их произношение и словарный запас. В детском саду логопед помогает выявить и корректировать речевые проблемы на ранних стадиях, что способствует успешной адаптации ребенка к общению с окружающими. Домашние занятия с логопедом также важны, так как они позволяют продолжить работу над речью в комфортной обстановке, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

Дизартрия у малышей

Вторая по частоте возникновения проблема, связанная с нарушением речевого процесса – это дизартрия. Врачи – логопеды называют дизартрией те нарушения процесса речи, которые вызваны органическим поражением центральной нервной системы малыша. Самым главным и ярким признаком того, что у ребенка именно дизартрия, является не только правильное произношение отдельно взятых конкретных звуков, а полное расстройство произношения всех слов без исключения. Дизартрия у детей лечение требует длительное и серьезное. И обследование детей с дизартрией позволяет выявить степень тяжести нарушения.

Те детки, которые страдают от дизартрии, страдают ограничением нормальной подвижности мускулатуры челюстно – лицевого аппарата, а также мимических мышц. У подобных малышей речь очень специфическая: она очень смазанная и нечеткая – причем все звуки без исключения, а голос очень тихий и слабый. Чтобы услышать, что именно хочет сказать ваш кроха, вам придется приложить определенные усилия. Однако в редких случаях, но все же порой встречаются случаи, когда голос ребенка звучит слишком резко – окружающие сравнивают его со скрежетом метала по стеклу.

Надо отметить также тот факт, что страдающие от дизартрии детки, как правило, вообще не отличаются особой разговорчивостью, стараясь большую часть времени проводить молча. Связанная данная особенность с тем, что дизартрия вызывает нарушение нормального темпа дыхания, что вызывает у ребенка дискомфорт и ухудшение самочувствия.

Причины развития данного речевого нарушения чаще всего остаются для врачей неясными. Однако врачи все же выделяют несколько основных факторов, которые могут спровоцировать развитие у ребенка дизартрии:

  • Осложнения нормального течения беременности

В том случае, если во время беременности у женщины возникли какие – либо проблемы со здоровьем – какие – либо вирусные инфекции или проблемы плаценты, у ребенка значительно повышается шанс развития дизартрии. Наиболее часто к развитию дизартрии приводит внутриутробное инфицирование плода возбудителем токсоплазмоза. Правильно протекающая беременность – хорошая профилактика нарушения речи у детей.

  • Осложнения во время родового процесса

В том случае, если в процессе родов ребенок получает родовые травмы в результате таких осложнений, как затяжные роды с гипоксией либо, напротив, слишком стремительных, риск поражения центральной нервной системы и, как следствие, развития дизартрии возрастает в разы.

  • Инфекционные заболевания

Риск развития дизартрии имеется также у тех деток, которые в раннем детстве перенес такие инфекционные заболевания, как менингит или энцефалит, выше, чем у прочих в 8 – 9 раз.

Логопедические игры для 4-5 летЛогопедические игры для 4-5 лет

Разновидности детской дизартрии

Дизартрия у малышей может наблюдаться как в легкой форме, так и в достаточно тяжелой. К счастью, тяжелая форма течения дизартрии встречается достаточно редко – как правило, она является постоянным спутником такого тяжелого заболевания, как детский церебральный паралич. Подобные детки нуждаются в обучении и реабилитации в специализированных учебно-медицинских учреждениях, которые специализируются на обучении и лечении малышей, страдающих от нарушения опорно-двигательного аппарата и расстройства речи. В таких коррекционных центрах с детьми работают опытные специалисты – дефектологи: психологи, логопеды.

Но, к счастью, в большинстве случае имеет место стертая дизартрия у детей. Легкая форма течения данного заболевания носит название стертой формы или дизартрический компонент. Детки с такой формой заболевания не имеют противопоказания к обучению в обыкновенных детских садах и школах. Легкая форма дизартрии проявляет себя лишь незначительными ограничениями нормального функционирования речевого аппарата и мелкой моторики рук. Речь малыша, страдающего легкой степенью дизартрии, нечеткая, смазанная, но вполне понятная для окружающих и ребенок не попадает в речевую изоляцию. Однако легкая форма дизартрии часто является причиной того, почему дети поздно начинают говорить.

Подобные дети практически ничем не отличаются от своих сверстников. Если особо не прислушиваться к речи малыша, человеку без специального образования практически невозможно определить наличие проблемы. Но опытные логопедии без какого-либо труда из целой толпы ребятишек очень быстро вычислит кроху с дизартрией. Такие детишки имеют свои особенности развития:

  • Речевые нарушения

Как уже говорилось выше – у таких деток речь достаточно внятная и понятная для окружающих, одна она все же отличается от речи совершенно здорового человека – звуки смазаны, речь тихая.

  • Вкусовые предпочтения

Детки со стертой формой дизартрии обладают своеобразными вкусовыми предпочтениями. В первую очередь это касается консистенции пищи – дети очень не любят такие твердые продукты, как хлеб, морковь, яблоки и прочее. Когда ребенок начинает есть твердую пищу, происходит следующее: кроха начинает пережевывать твердую пищу, но буквально уже через несколько минут кроха прекращает жевать, а просто держит за щекой.

Зато пищу, имеющую жидкую консистенцию, ребенок ест с удовольствием. Это объясняется тем, что из-за недостаточно хорошо развитых мышц челюстно-лицевого аппарата ребенок просто физически не может полноценно пережевывать пищу. В большинстве случаев родители жалеют своего малыша и готовят для него жидкую пищу, только чтобы ребенок ел. Однако подобная мера не так уж хороша и безобидна, как кажется на первый взгляд – мягкая пища лишь усугубляет ситуацию, так как челюстные мышцы еще больше атрофируются.

Гораздо разумнее не потакать просьбам ребенка, а, напротив, постепенно приучать малыша к твердой пище. Не стоит, разумеется, сразу же переводить малыша исключительно на твердую пищу. Но все же постепенно включайте в рацион питания малыша твердую пищу – это не только позволит детскому организму получать полноценное питание, но и укрепит речевой аппарат, тем самым улучшив речь ребенка.

Формирование гигиенических навыков

Помимо нарушения нормального речевого процесса у детишек, страдающих легкой формой дизартрии, существует проблема формирования тех элементарных навыков самообслуживания, которые требуют участия определенных групп мышц кистей рук и речевого аппарата:

  • Гигиена полости рта

Обыкновенный процесс чистки зубов для малыша с дизартрией может стать настоящей проблемой. Из-за того, что у ребенка плохо развитые и очень слабые мышцы язычка и щек, вследствие чего ребенок не может самостоятельно полоскать ротик – вода либо моментально проглатывается, либо выплевывается. Для того чтобы устранить данную проблему родители и педагоги должны приложить определенные усилия – учить ребенка тому, как правильно управлять своими мышцами. Как правильно это сделать, вам расскажет врач – логопед.

  • Проблема с самостоятельным процессом одевания

Дети, страдающие дизартрией, очень не любят, а зачастую и просто не умеют, самостоятельно шнуровать ботинки, застегивать молнии и пуговицы, подворачивать рукава. Многие родители начинают злиться и пытаться приказами добиться своего, либо махают рукой на привитие навыка и делают все самостоятельно. Однако ни то, ни иное не является верным решением. Ни в коем случае нельзя наказывать ребенка, требуя от него того, что он сделать пока не в состоянии.

Ребенка нужно приучать к этому постепенно – начинайте отрабатывать необходимые навыки постепенно. Как показывает практика, дети гораздо охотнее учатся самообслуживанию в том случае, если ребенка заинтересовать. Именно поэтому педагоги учат малышей одеваться, застегивать пуговки на кукольной одежке, а завязывать шнурки – на специальных играх шнуровках.

Конечно же, существуют и другие проблемы речи у детишек, например ребенок не говорит букву р , либо ребенок говорит на своем языке, мало понятном окружающим, или ребенок 3 года не говорит вовсе. В некоторых случаях беспроблемный ранее ребенок стал хуже говорить. Вариантов подобных расстройств речи у ребенка очень много – однако родителям не стоит задумываться о том, как заставить ребенка говорить. Родители должны запомнить одно – диагностика нарушений речи у детей не такое уж и простое дело, как может показаться на первый взгляд. Не пытайтесь самостоятельно справиться с имеющейся проблемой – обратитесь за помощью к логопеду. Ведь правильная речь ребенка – залог его успеха в будущем.

Частые вопросы

Сколько детей должно быть на ставку логопеда в доу?

Нагрузка учителя-логопеда на 1,0 ставку предусматривает одновременную работу по коррекции речи от 12 до 16 детей, от 20 до 25 детей в течение года.

Почему в детском саду нет логопеда?

Вопрос: Почему в детском саду нет учителя-логопеда? Ответ: Учитель-логопед не предусмотрен в детском саду штатным расписанием.

Сколько часов должен работать логопед в детском саду?

Для учителей-логопедов установлена норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы (Письмо Центрального Совета Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 2 октября 2020 г.

Что должен делать логопед в детском саду?

Для чего логопед в детском саду Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп, направлена на исправление дефектов речи детей. Наряду с коррекционными мероприятиями учитель-логопед проводит профилактическую работу в дошкольном учреждении по предупреждению нарушений речи у детей.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Проводите ежедневные занятия с ребенком, используя игровые методики логопедии. Играя, ребенок лучше усваивает материал и развивает речь.

СОВЕТ №2

Обращайте внимание на произношение звуков и слов ребенка. Поощряйте правильное произношение и помогайте исправлять ошибки.

СОВЕТ №3

Создавайте атмосферу доверия и понимания во время занятий. Ребенок должен чувствовать себя комфортно и уверенно, чтобы успешно развивать свою речь.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации