Дисграфией называют частичное нарушение процесса письма. При данном нарушении наблюдаются стойкие повторяющиеся ошибки: замена и искажение букв, нарушение слитности написания слов в предложении, искажение звуковой структуры слова, аграмматизмы в письме.
Суть проблемы
Проблема дисграфии, как и дислексии, является одной из актуальнейших проблем современной логопедии. Число детей с различными видами дисграфии увеличивается с каждым годом. И так же, как и дислексия, дисграфия не поддается лечению, а поддается лишь коррекции.
Начинать работу по коррекции дисграфии необходимо уже в дошкольном возрасте. Именно в раннем детском возрасте, когда можно выявить первые предпосылки развития дисграфии, можно корректировать процесс и надеяться на хорошие результаты. К примеру, если 3-летний ребенок по аналогии с «режу ножом» говорит «ем ложком», это не является патологией, так как здесь налицо типичное для русского языка, хотя и неправильное в данном случае, употребление формы творительного падежа. А вот если ребенок произносит «ем ложкая» — это уже предпосылка для будущей дисграфии.
В дошкольном возрасте можно говорить лишь о ликвидации аграмматизма в устной речи ребенка, и при успешном решении этой конкретной задачи можно рассчитывать на дальнейший успех и в письменной речи.
Дисграфия не является независимой болезнью, чаще ее причисляют к признакам различных энцефалопатических неврологических нарушений. Нередко дисграфию рассматривают как результат патологии функционирования слухового, двигательного, зрительного и речевого анализаторов. Такой ребенок не имеет в полной мере возможности анализировать и синтезировать различную информацию. В связи с этим дисграфию классифицируют на акустическую, моторную и оптическую. Но есть и другое мнение: по нему дисграфия — результат языкового расстройства, и посему оно поддается психолого-педагогической коррекции.
Врачи отмечают, что дисграфия у детей является распространенной проблемой, которая может существенно повлиять на учебный процесс и самооценку ребенка. Специалисты подчеркивают, что данное расстройство связано не только с трудностями в написании, но и с нарушениями в восприятии и обработке информации. Важно, чтобы родители и учителя обращали внимание на ранние признаки дисграфии, такие как неаккуратный почерк, трудности с составлением предложений и ошибки в написании слов. Врачи рекомендуют проводить диагностику и, при необходимости, обращаться к логопедам и психологам для разработки индивидуальных программ коррекции. Своевременная помощь может значительно улучшить навыки письма и повысить уверенность ребенка в своих силах.
Как выглядит дисграфия
Дети, страдающие дисграфией, обычно не употребляют заглавных букв, в диктантах делают много ошибок, пишут их медленно. В устной речи задействуют фразы с маленьким словарным запасом. Такие дети часто путают буквы З, Р, Э, Ь. Если такой ребенок чем-то расстроен, его почерк становится полностью неразборчивым.
Письменной речью дети дисграфией овладевают в целом очень тяжело — они не могут определить, какая именно буква соответствует конкретному звуку. Стремительная быстрая речь взрослого способна полностью дезориентировать ребенка.
Дисграфия у детей — это проблема, о которой все чаще говорят родители и педагоги. Многие отмечают, что дети с дисграфией испытывают трудности в написании, что может негативно сказаться на их успеваемости и самооценке. Родители часто делятся своими переживаниями, рассказывая о том, как сложно им наблюдать, как их ребенок борется с буквами и словами. Педагоги, в свою очередь, подчеркивают важность ранней диагностики и индивидуального подхода к каждому ребенку. Многие специалисты рекомендуют специальные упражнения и игры, которые помогают развивать навыки письма. Важно, чтобы дети чувствовали поддержку и понимание, что поможет им преодолеть трудности и развить уверенность в своих силах.
Как помочь ребенку с дисграфией
Педагогическая задача людей, работающих с детьми с дисграфией, крайне непростая. С недостатками речевого слуха научить грамоте сложно. Тем не менее возможно. Дети с дисграфией обычно отлично рисуют и прекрасно передают свое восприятие мира и разговаривают с окружающими через свои рисунки. Кроме того, нужно продолжать упражняться. Логопед порекомендует различные игры для отработки произношения звуков. Психоневролог посоветует лекарственные препараты для улучшения памяти и обмена веществ. Совместными усилиями дисграфию можно и нужно победить!
https://youtube.com/watch?v=Lccu3F01R4Y
Вопрос-ответ
Как определить, что у ребенка дисграфия?
Симптомы дисграфии у детей изменение структуры слова или предложения, когда ребенок меняет местами слоги, отдельные буквы, переставляет целые слова во фразе, добавляет в словосочетания несуществующие буквы и звуки или, напротив, теряет их («табурет» – «бутарет», «мальчик» – «малчик», «собака» – «сбака»),
Как пишут дети с дисграфией?
Какие симптомы или ошибки на письме у детей являются проявлением дисграфии: Ребенок не понимает, как правильно писать букву. Он может написать ее в другую сторону, не дописать какой-то элемент или заменить другим, похожим, и не заметить этого.
Можно ли исправить дисграфию?
Нарушения письма при дисграфии – это ошибки при письме, не связанные с правилами языка и правописания. Ошибки при дисграфии имеют специфический системный характер, не поддаются коррекции при дополнительных репетиторских занятиях и требуют особого подхода.
В каком возрасте ставят диагноз дисграфия?
Дисграфия обычно определяется в тот момент, когда ребенок учится писать. Однако нарушение письменной речи может оставаться нераспознанным в первые школьные годы, поскольку письменные способности ребенка продолжают развиваться, и дисграфия может оставаться невыявленной до зрелого возраста.
Советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на ранние признаки дисграфии. Если ваш ребенок испытывает трудности с письмом, например, не может правильно сформировать буквы или часто делает ошибки в написании слов, стоит обратиться к специалисту для диагностики и получения рекомендаций.
СОВЕТ №2
Создайте комфортную и поддерживающую атмосферу для обучения. Убедитесь, что у ребенка есть все необходимые материалы для письма, такие как удобные ручки и тетради. Поддерживайте его усилия и хвалите за достижения, даже если они небольшие.
СОВЕТ №3
Используйте специальные методики и упражнения для развития навыков письма. Например, занятия с использованием игр, направленных на улучшение моторики рук, или применение различных техник письма, таких как написание в воздухе или использование песка, могут помочь ребенку лучше освоить навыки письма.
СОВЕТ №4
Работайте в сотрудничестве с учителями и специалистами. Обсуждайте с педагогами индивидуальные подходы к обучению вашего ребенка и следите за его прогрессом. Совместные усилия могут значительно улучшить результаты и повысить уверенность ребенка в своих силах.